НЕМЦЕВИЧЕСКИЕ БАЛЫ НАШИХ ДНЕЙ

Сквозь века, через хрустальную призму времени, очарование эпохи балов по сей день оставляет в каждом современном человеке свой особенный отпечаток, возбуждая тягу к возвышенному искусству манер и торжественности. Так, даря каждому из нас шанс ощутить себя графом или графиней, герцогом или герцогиней, в стенах старинной усадьбы Немцевичей оживает волшебство прошлого, сотканное из шелеста платьев, звуков вальса и блеска канделябров. Здесь, где когда-то вершилась история, сегодня творится прекрасное – возвращается изысканная традиция, дарящая современникам возможность прикоснуться к великолепию минувших лет…
Бал – одно из старейших светских развлечений, хорошо знакомое нам по книгам и фильмам. Традиция их проведения зародилась во Франции. Первое подобное мероприятие состоялось в 1385 году в Амьене и было приурочено к бракосочетанию короля Генриха IV. Достоверность информации о присутствии королевской четы на этом балу до сих пор вызывает сомнения у историков, поскольку детали этого события сохранились лишь фрагментарно. В последующие столетия небольшие балы эпизодически проводились во Франции, однако не пользовались широкой популярностью. Лишь в эпоху правления Людовика XIV, в конце XVII – начале XVIII веков, балы приобрели значительное общественное значение, став законодателями моды не только во Франции, но и за её пределами. Именно так традиция проведения балов распространилась на территорию Речи Посполитой.[1]
Государство двух народов, поляков и литовцев, знало балы на любой вкус. Особенно ценились маскарады, где дамы и кавалеры, скрывая лица под кружевными масками, преображались в загадочных незнакомцев. Но не только маски пленили польское общество, гостей усадьбы именитого шляхетского рода Немцевичей. Среди любимых – балы дебютанток, выпускные торжества, таинственные редуты, куда можно было попасть лишь по билетам, и благотворительные вечера – каждый бал имел свой неповторимый облик.
Организаторы, словно искусные художники, вдохновлялись французской или английской элегантностью, следуя традиции, заложенной ещё Станиславом Потоцким Щенсным, именитым графом конца XVIII века. Таким образом, они стремились воссоздать на польской земле атмосферу европейского блеска. Французский и английский балы, словно близкие родственники, вышли из одного родового гнезда, но со временем разошлись в характерах и манерах. Французские балы, блиставшие в лучах королевского двора, напоминали изысканное театральное действо, пронизанное церемониями и строгими ритуалами. В отличие от них, английские балы, расцвет которых пришёлся на XIX век, больше ценили непринуждённое общение и свободу танца, отдав дань контрдансам и вальсам, где каждый мог проявить себя.[1]
Знаменитый шляхтич Марцелий Немцевич уделял большое внимание не столько политической и военной карьере, сколько делам семейным внутри своего имения: в этом он видел больший потенциал не только для себя, но и для своих наследников. Балы в родовом гнезде были для Немцевичей роскошным способом воспеть благополучие, свою культуру и статус в высшем свете. Именно поэтому Марцелий подходил к их организации с трепетом и любовью, желая радовать гостей высокой внимательностью к мелочам. Так, усадьба, построенная им во второй половине XVIII века, имела большой бальный зал с высокими стенами и балконом для музыкантов, что давало неповторимую атмосферу празднику.
Бал в усадьбе начинался торжественно, с величавого полонеза, открывающего врата в мир грации и изящества. Полонез, словно застывший во времени ритуал, не терпел вольности и отступлений: все танцующие должны были вторить движениям первой пары, как отражения в зеркале. Затем вихрем проносилась мазурка, которую особенно любила шляхетская молодёжь. Сердца юных гостей трепетно замирали в предвкушении танца, сотканного из надежд и тайных симпатий. На этот танец кавалер заблаговременно испрашивал позволения у дамы сердца, а она вносила его имя в свое карне. Мазурка, словно раскрывающийся бутон, давала возможность блеснуть танцевальным мастерством, являясь коронным номером любого бала. Особенно высокие требования предъявлялись к мужской партии, где танцор, словно взлетающая птица, должен был ударить ногой о ногу в прыжке, что требовало немалой силы и ловкости. Третьим танцем, глотком свежего воздуха, часто звучал вальс, пленявший дворян своей легкостью и грацией, позволяя гостям свободно парить в объятиях музыки. В этом танце гости, подобно стае птиц, могли свободно перемещаться по залу и даже выпорхнуть в прохладу сада, не прерывая танцевального кружения. Молодые люди использовали эту свободу, чтобы сблизиться, обменяться взглядами и, быть может, впервые открыть свои чувства, доверив их шёпоту ночи. Ни один Немцевичский бал не обходился без щедрого фуршета, где гости, утолив голод, оживлённо обменивались новостями и сплетнями. Считалось верхом неприличия, если гость предавался лишь чревоугодию, пренебрегая танцами, ведь бал – это, прежде всего, праздник души и движения. Сердцем же каждого бала был оркестр, чьи мелодии плели кружево волшебства, наполняя залы атмосферой безмятежности и радости. [3]
С кончиной Марцелия жизнь усадьбы претерпела изменения. Ян Немцевич, новый владелец усадьбы, посвятил себя хозяйству, вдохнув новую жизнь в усадебные земли и организовав масштабные скачки.[2] Однако история балов, словно угасающий огонь, постепенно теряла своё тепло, особенно с приходом неспокойных военных лет. Сначала Первая мировая война в 1914 году превратила усадьбу в военный штаб. А в конце Второй мировой войны (1944 год) в уцелевшем здании было решено открыть сельскую школу для жителей деревни Скоки.
Бальная традиция, прятавшаяся многие годы внутри старинных стен, вернулась к нам лишь через сто с лишним лет, в 2013 году, когда реставрация усадьбы только подходила к своему завершению. «Бал в Скоках – встреча между Петербургом и Римом» – именно так, в рамках международного проекта «Ночь в музее» называлась первая бальная церемония, идея которой принадлежит первому директору музея Сергею Александровичу Семенюку. Мероприятия такого формата были абсолютной новинкой для областного центра, а после и вовсе закрепились доброй традицией.[4]
На сегодняшний день, балы в музее-усадьбе Урсын-Немцевичей – это уникальная возможность погрузиться в мир танца и изысканных манер, независимо от уровня подготовки. Здесь опытные танцоры кружатся в вихре вальса наравне с новичками, делающими первые шаги в освоении бальной культуры. Программа вечера включает в себя не только танцы, но и обучение бальному церемониалу, правилам дворянского этикета, то есть погружение в эпоху изыска и эстетики. Знание танцевальных па не является обязательным условием – обучение происходит прямо на паркете, в атмосфере всеобщего веселья.[4]
Строгий дресс-код – неотъемлемая часть бального мира наших лет, работающая, как магический оберег, охраняющий его атмосферу. Организаторы, выполняя роль стражей прекрасного, обязаны следить за соблюдением правил, ведь лишь в гармонии каждого элемента рождается тот самый эффект “полного погружения”. Для женщин, чтобы выглядеть как дамы, сошедшие со страниц старинных романов, обязателен наряд, достойный королевы: длинное бальное платье, эхо эпохи XIX века. А кавалеры, галантные и учтивые, должны предстать во фраке, смокинге, кителе, камзоле или строгих однотонных брюках, дополнив образ белоснежной рубашкой, бабочкой или шейным платком. Жилет и перчатки, как вишенка на торте, придают облику истинное благородство, хоть и не так обязательны.[4]
Рассмотрим подробнее и программу мероприятия в рамках бала, проведённого 17 мая 2025 года. Под сводами старинной усадьбы, где в воздухе витают отголоски минувшего, распахнул свои объятия весенний бал. Искры огней, переливы шелка, трепет предвкушения, звучание музыки – всё предвещало незабываемый вечер. Стрелки часов медленно приближались к семи, и в залах, озарённых мягким светом, начался съезд гостей. Ведущая Татьяна Курниц открыла вечер, приглашая всех в мир танца. И вот, под звуки торжественного Полонеза, распахнулся бал, унося гостей в водоворот изящества.
Сердечное слово директора Светланы Валентиновны Коржук задало тон всему вечеру. А затем закружился калейдоскоп танцев: официальный бранль, грациозный мальтийский, задорная полька «Тройка», нежный «Анёл», стремительный «Светский ручеёк» – каждый танец, в режиме живого обучения, как драгоценный камень, украшал собой вечер.
Музыкальные перерывы наполнили сердца гостей торжеством искусства: Екатерина Прокопюк с горячим «Besame Mucho», дуэт Марины Житинёвой и Екатерины Прокопюк с задушевной «Не гадай на судьбу» и яркое еврейское попурри зажгли в зале огонь веселья. А после – антракт, время для передышки, обмена впечатлениями и предвкушения новых чудес.
Возрожденный из пепла прошлого, бал вновь засиял в своём втором отделении. Олег и Лариса Папазовы, вдохновенные ведущие, профессиональные хореографы, вдохнули жизнь в новые танцы. Понеслись вихри испанского и ирландского вальса, озорная мазурка с названием «Дженни в Базарный день» и нежный «Вальс с цветком», даря гостям полное наслаждение танцем.
Вновь музыкальная пауза, вновь зазвучали чарующие голоса. Владимир Тарасюк в дуэте с Людмилой Винокуровой покорили сердца звучанием лирических песен, а Владимир Кондратюк подарил всем весеннее настроение песней «Май».
Под сводами зала объединились два преданных искусству сердца, объявляя начало третьего отделения бала. Татьяна Курниц и Олег Папазов вели танцующих в мир грации. Зазвучал страстный менуэт, величественный падеспань, стремительный сиртаки, зажигательная ирландская джига, стремительный галоп и яркая фарандола. В этот момент, когда все затаили дыхание и запечатлели этот праздник в сердцах, состоялось общее фото.
С 2025 года количество балов в усадьбе увеличилось. Теперь в год проводится по 4 бальных церемоний: рождественский, майский, осенний и бал для аудитории «золотого возраста».
Возрождение бальной традиции в Скоках – это не просто дань прошлому. Это нить, связывающая поколения, возможность прикоснуться к истории, почувствовать себя частью чего-то большего, возвышенного над течением веков. Это шанс увидеть в отражении зеркал не только свои лица, но и тени минувших лет, услышать в переливах музыки голоса наших предков. Ведь пока звучит вальс, пока кружатся пары в свете свечей, жива память, жива история, жива душа этого удивительного места – усадьбы Урсын-Немцевичей в деревне Скоки. И пусть эта память, словно огонь, согревает сердца и вдохновляет на новые свершения, напоминая нам о красоте, гармонии и связи времён.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- История балов в Варшаве : [сайт]. – URL: https://warsawka.eu/ru/eternal-4588-istoriya-balov-v-varshave (дата обращения: 15.07.2025).
- История рода Немцевичей : [сайт]. – URL: https://brest-region.gov.by/ru/usadba-nemtsevichej-344-ru/view/istoricheskaya-spravka-2000007271 (дата обращения: 25.06.2025).
- Какие танцы танцевали на балах в 19 веке : [сайт]. – URL: https://www.danceplus.ru/articles/kakie-tantsy-tantsevali-na-balakh/ (дата обращения: 15.07.2025).
- Между Петербургом и Римом… В Скоках, в усадьбе Немцевичей пройдёт бал : [сайт]. – URL: https://virtualbrest.ru/pda.php?pdaurl=1&pdaid=21428 (дата обращения: 15.07.2025).
Автор: Романовская Мария Валентиновна, студентка первого курса специальности «Информация и коммуникация» филологического факультета БрГУ имени А. С. Пушкина