РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК УСАДЬБЫ НЕМЦЕВИЧЕЙ

Музей Усадьба Немцевичей - официальный сайт. Уникальный музей рядом с Брестом

РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК УСАДЬБЫ НЕМЦЕВИЧЕЙ

Внимание! График работы. 

Музей будет закрыт 9.08.25 весь день с 10.00 до 19.00 для посещения туристов, в связи с проведением мероприятий. Администрация музея приносит свои извинения.

 

 

Шляхетские усадьбы являются важнейшим памятником культуры белорусских земель XVI–XIX вв. В своё время они были не только жилищем высшего сословия, но и строго организованным комплексом, включавшем господский дом, хозяйственные строения и вспомогательные сооружения, вписанные в природный и культурный ландшафт окружающих земель. Сегодня они являются олицетворением прошедшего периода истории Беларуси, многогранного, но, к сожалению, отчуждённого от большинства наших современников.

Часто чтят усадьбы за их связь с более близкими, известными нам историческими событиями, что превращает их в архитектурную ценность для региона. Так, например, усадьбу Огинских «Залесье» знают за её связь с музыкантом, литератором и политиком Михаилом Клеофасом Огинским, а усадьбу Немцевичей всё чаще узнают, как место подписания перемирия на Восточном фронте Первой мировой войны. Дворцы Радзивиллов в Несвиже или Сапег в Ружанах узнаются как уникальные в целом для Беларуси архитектурные памятники. В это же время десятки шляхетских усадеб и дворцов остаются лежать неизвестными руинами на просторах между крупными городами, а иногда и в пределах городов.

Усадьбы белорусских земель есть воплощение длинного эволюционного пути, который прошло жильё высшего сословия вместе с представлениями их хозяев о своей вотчине. Начав путь деревянными срубами, имения шляхты постепенно облачились в камень, знаменуя этим ещё и совершенствование экономики края, а также начало эпохи крепостничества. Затем поместья потеряли свои оборонительные задачи: защитные рвы превратились в декоративные ручьи, а каменные стены превратились в железные ограды [2]. Усадьбы теперь должны были показывать эстетический вкус своих владетелей. А мода на архитектуру, которой нужно было соответствовать, менялась с каждым поколением.

Модные тенденции на территорию Беларуси попадали из Европы. В архитектуре сменяли друг друга готика, барокко, классицизм, а следом за новыми стилями появилось представление о ландшафтном дизайне вокруг построек. Дворцы магнатов и усадьбы шляхты стали дворцово-парковыми ансамблями [2]. Когда в XVIII в. парковое искусство распространялось в Речи Посполитой, в Европе господствовали два подхода к организации зелёных площадок – французский и английский.

Идея французского регулярного парка состояла в том, чтобы показать господство человека над природой: дорожки и тропинки французского парка пересекались под прямыми углами, плотные декоративные насаждения тщательно выстригались, образуя собой сложные узоры из зелёных стен, между которыми размещались скульптуры. Отдельное внимание уделялось воде – её потоки проходили по специально подготовленным каналам, проходящими вдоль аллей к фонтанам. Такие парки прекрасно подходили для бесед, приёмов гостей и организации светских собраний, показывая при этом богатство хозяина имения [5].

Английский пейзажный парк исходил из противоположной цели: наслаждение естественным состоянием природы и воплощённой в ней могущества над человеком. Дизайнеры английского стиля подстраивались под неровности ландшафта, на аллеях росли несдерживаемые никем кустарники и деревья. Тропинки парка шли вдоль естественного русла реки или ручья, а на мостиках можно было любоваться свободным течением воды. Задний план дизайнеры могли беспорядочно засадить деревьями, имитируя лес. Всё для того, чтобы человек в пределах парка не видел мира за ним, его взгляд всегда во что-то упирался. Отдалённость от городов-муравейников и их суеты в некоторых случаях подчёркивалась искусственными руинами. Человек в английском парке был предоставлен самому себе, своим мыслям. Он отдыхал от быта, от светской жизни, в уединении наслаждался ощущением проходящего времени [5].

Каждый тип парка имел свои преимущества и недостатки. Но для магнатов и шляхты в Речи Посполитой выбор был очевиден. Французская аристократическая культура во второй половине XVIII в. входила в период своей наибольшей популярности, вдохновляться ей и даже копировать её достижения считалось необходимым для образованного человека. Кроме того, высший свет Франции и Речи Посполитой объединялся общими интересами политики, культурными и религиозными связями. Поэтому, когда во второй половине XVIII в. Немцевичи возводили родовое гнездо, им не приходилось разрываться между разными идеями оформления парка.

Главный тракт возле усадьбы пересекала дорога к костёлу, вдоль которой высадили липы. От брамы к дому вела аллея, оформленная стеной формованного боярышника и двумя группами елей, по пять деревьев с каждой стороны. А с внешней стороны за воротами двор густо окружали липы, высаженные через 4 метра. Спустя два века от многих лип сохранилось только четыре крупных дерева [7].

С другой стороны дома возвышались над парком две оформленные рабатками террасы. На первой симметрично главному зданию росли туи, посаженные, по словам местных жителей, сыном основателя усадьбы Юлианом Немцевичем вместе с товарищами. На второй была клумба, вместо неё в наши дни на её месте растёт канадский тополь с клёном. По обеим сторонам от террас были прямые аллеи, обсаженные тополем, клёном и липой.

Террасы и цветник с двух сторон огибали дорожки, которые полого спускались от усадьбы и образовывали главную прямую парковую аллею, вдоль которой росли пышные грабы. В центре аллеи тропа расширялась, образуя небольшую овальную поляну. Высота зелёного коридора здесь была 2,5 метра. На тропе была также зелёная беседка. Имелась здесь и искусственная водная система: упоминается, что от реки был вырыт канал, от которого в парк отходил рукав, деливший его наполовину. Позднее канал был засыпан. Главная дорожка парка на юге упиралась в липовую аллею, которая служила обзорной площадкой на рукав р. Лесная [4].

Основное пространство парка делилось главной аллеей и каналом на уютные полянки, окружённые со всех сторон посадками клёна, граба, боярышника, сирени. В центре паркового ансамбля имелись насаждения плодовых деревьев, среди которых росли самшит, шалфей, ирисы. В XIX в. парк немного перепланировали, разделив его восточную часть на три поляны. Две из них были обсажены грабами и клёнами, третья у реки была оформлена боярышником, сиренью и спиреями. Основной же прогулочный маршрут огибал парк по периметру. В юго-западной части парка этот маршрут приводил в уединённую беседку на искусственном холме. Для хозяев это было обзорной площадкой на свои владения. Между аллеями поляны постепенно дичали, старые насаждения окружались подлеском, плодовые деревья перемешивались с лесными и разросшимся кустарником [4].

Среди малых архитектурных форм, украшавших парк в те давние времена, упоминались три резные деревянные беседки, лёгкие арочные мостики через канал, а также лодочную пристань и летние купальни. В стороне от прогулочных аллей, за каналом на западе, хозяева расположили огромный плодовый сад, который размерами не уступал самому парку. С другой же, восточной стороны, вплотную к парку примыкал ипподром, обсаженный берёзами и можжевельником [4].

Можно сказать, что через век после своего основания парк уже начал приходить в упадок. Из описаний современников можно сделать вывод, что постепенно французский регулярный парк превращался в английский пейзажный. Кроме экономической ситуации на упадок парка повлияли периодические конфискации имения Скоки у хозяев [4].

Другой известный наш земляк, Наполеон Орда, посетил усадьбу во второй половине XIX в. От него дошла гравюра, на которой виден упадок уже и фасада усадьбы: липовое насаждение перед ограждением усадьбы сильно поредело, и не видно ни единого молодого деревца.

Упадок первоначальной идеи парка можно увидеть из неожиданных источников. На австрийских военных картах начала ХХ века отмечено, что рукав р. Лесной, некогда служивший южной границей парка, обмелел, от него осталось лишь несколько участков старицы [1]. Письменное описание усадьбы Немцевичей в тот период оставил генерал-фельдмаршал немецкой армии Леопольд Баварский, расположивший в старом имении свой штаб.

«Замочек Скоки, нужно признать, является очень милым, хотя, разумеется, и без особенной претензии. Но по причине своего меняющегося статуса он заброшен и загрязнён. Парк состоит из чудесных старых деревьев. Он, а также сад и огород были заложены хорошо и практично, как и во всех окрестных имениях» [3].

После возвращения из беженства Немцевичи поначалу серьёзно взялись за восстановление имения. Например, парк в очередной раз стал жертвой изменившейся моды – на одной из фотографий можно увидеть теннисный корт рядом с усадьбой. Однако, имение восстановить не получилось. Хозяева часто налаживали свои дела за границей, и парк в этот период начал терять свой закрытый статус. Местные жители вспоминают, что хозяева приглашали в парк людей для раздачи гуманитарной помощи. Когда в 1939 г. имение национализировала советская власть, Немцевичей тут уже и вовсе не было. Усадьба окончательно стала объектом всеобщего достояния. После войны хозяйский дом стал школой, в летний период он брал на себя роль пионерлагеря [6]. В парке появилось мемориальное место, а рядом с ним стела с именами земляков деревни Скоки, погибших на войне.

Такой интересный путь прошёл регулярный парк Марцелия Немцевича за два с половиной столетия: от изначальной идеи парка французского типа, к медленному превращению в английский из-за запустения и неухоженности. После смерти основателя усадьбы деревья дряхлели и срубались уже в XIX в. Старожилы упоминают, что недалеко от усадьбы ещё в первые годы нового тысячелетия сохранялись остатки заросшего одичавшего сада, который постепенно вырубили для места под застройку новые жители деревни. Из всего богатства изначального парка Немцевичей до наших дней дошло мало: некоторые экзотические деревья, такие как веймутова сосна, европейская лиственница и конский каштан [8, c. 54]. А в окрестностях д. Скоки растёт столетнее одинокое дерево грецкого ореха – остаток некогда обширных садов шляхетской семьи.

Восстановление регулярного парка деревни Скоки, запланированное на ближайшие годы – это не просто благоустройство территории, а полноценный акт памяти и уважения к тем, кто создавал это место и жил здесь. Восстановленный парк станет не просто зоной отдыха, а живым музеем под открытым небом, где каждый камень, каждое дерево будут рассказывать свою историю. Сохранить парк – значит сохранить память о тех, кто жил здесь до нас, сохранить связь времён и передать будущим поколениям наследие рода Немцевичей и любовь к своей малой родине. Это – инвестиция в будущее, в сохранение культурного наследия и укрепление духовной связи с прошлым.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Австрийская карта окрестностей Брест-Литовска 1915 года : [сайт]. – Москва, 2025. – URL: http://www.etomesto.ru/map-belarus_brest_litovsk-1915/?y=52.153957&x=23.633421 (дата обращения 20.07.2025).
  2. Башков, А. А. Развитие шляхетских усадеб и резиденций на юго-западе Беларуси в контексте исторических преобразований XVI–XIX вв. / А. А. Башков // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 2. Гісторыя. Эканоміка. Права № 1 / 2022. – Брэст, 2022. – С. 5–13.
  3. Гладышчук, А. А. Скокаўскі дзённік прынца Баварскага [Электронный ресурс] / А. А. Гладышчук // Великая европейская война. Столетие : сборник докладов 5 научно-практической конференции, Скоки, 15 декабря 2017 г. / Брестский райисполком, ист.-мемориал. музей “Усадьба Немцевичей”, Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина; под общ. ред. А. Н. Вабищевича. – Брест : БрГТУ, 2018. – С. 4–9.
  4. История рода Немцевичей : [сайт]. – URL: https://brest-region.gov.by/ru/usadba-nemtsevichej-344-ru/view/istoricheskaya-spravka-2000007271 (дата обращения: 21.07.2025).
  5. История садов и парков. Французские и английские парки: различия и особенности : [сайт]. – URL: https://levelvan.ru/pcontent/sady-parki-3/french-english (дата обращения: 25.06.2025).
  6. Конончук, Е. Л. Историко-мемориальный музей «Усадьба Немцевичей» в Скоках: этапы музеефикации / Е. Л. Конончук // Устойчивое развитие: региональные аспекты : сборник тезисов докладов XV Международной научно-практической конференции молодых ученых в рамках Года мира и созидания, Брест, 27–28 апреля 2023 г. / Министерство образования Республики Беларусь, Брестский государственный технический университет [и др.] ; редкол.: А. А. Волчек [и др.] ; науч. ред. А. А. Волчек, О. П. Мешик. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 134.
  7. Лишик, В. В. Род Урсын-Немцевичей на территории брестских земель во второй половине ХVIII в. / В. В. Лишик // Личность в истории: героическое и трагическое : сб. материалов VII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В. И. Никитенкова, Брест, 7–8 декабря 2018 г. – Брест : БрГУ, 2019. – С. 196–202.
  8. Практикум по лингвокультурологии : уч. пос. – URL: https://rep.brsu.by/handle/123456789/3205 / Н. М. Гурина, О. А. Корабо. – Брест : БрГУ, 2013. – 63 с.
  9. Талагаева, Н. А. Особенности и варианты реставрации усадебного дома Немцевичей в д. Скоки / Н. А. Талагаева, У. А. Гетман // Сборник конкурсных научных работ студентов и магистрантов : в 2 частях / Министерство образования Республики Беларусь, Брестский государственный технический университет ; редкол.: В. С. Рубанов [и др.]. – Брест : БрГТУ, 2015. – Часть 1. – С. 215–217.

 

Автор статьи: Романовская Мария Валентиновна, студентка первого курса специальности «Информация и коммуникация» филологического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина